Социальная деятельность

Социальная деятельность «Газпром нефти» реализуется в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». В эту работу вовлечены все основные дочерние общества Компании. При масштабировании межрегиональных проектов на отдельные регионы их содержание адаптируется в соответствии с запросами местных целевых аудиторий.

Программа социальных инвестиций
«Родные города» в 2016 г.

4,1 млрд руб. социальные инвестиции
35 регионов присутствия
287 благотворительных и волонтерских акций
2 856 человек количество участников благотворительных и волонтерских проектов
7 грантовых конкурсов
1 800 постов в социальных сетях программы «Родные города»
 
165 проектов реализовано
 
7 проектов реализовано в Санкт-Петербурге
31 проект реализован в Оренбургской области
20 проектов реализовано в ХМАО
23 проекта реализовано в ЯНАО
13 проектов реализовано в Омской области
8 проектов реализовано в Томской области

Дочерние общества ежегодно готовят перечень проектов, составленный с учетом актуальных задач регионального развития и мнений заинтересованных сторон – местных и региональных органов власти, местных сообществ, некоммерческих организаций. Такой подход позволяет Компании добиваться высокой эффективности социальных инвестиций, гибко учитывать особенности регионов, актуальные задачи развития территорий.

Инструменты реализации программы «Родные города»:

  • соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с региональными и местными властями;
  • собственные социальные проекты Компании;
  • грантовые конкурсы социальных инициатив;
  • корпоративное волонтерство;
  • адресная благотворительность.

Заинтересованные стороны – местные сообщества, сотрудники, некоммерческие организации, органы власти – выступают в качестве активных партнеров Компании при формировании портфеля проектов, программ и их реализации. Такой подход способствует росту социальной активности и компетентности местных сообществ в решении задач регионального развития. Ключевые инструменты вовлечения: грантовые конкурсы социальных инициатив, конкурсы волонтерских проектов, запуски площадок для создания социокультурных проектов местными сообществами.

В 2016 г. программа «Родные города» охватила 35 регионов присутствия, реализованы 165 проектов, проведены 287 благотворительных и волонтерских акций и 7 грантовых конкурсов. Объем социальных инвестиций Компании составил 4,1 млрд руб.

За пять лет в рамках программы «Родные города» реализовано более 2 тыс. проектов почти на 19 млрд руб.

При разработке и реализации социальных проектов Компания проводит комплексный анализ социально-политической и экономической ситуации в регионах, а также федеральной повестки, оказывающей влияние на региональное развитие. Оценка опирается на данные независимых исследований, выявляющих актуальные проблемы социальной сферы (в том числе в среднесрочной перспективе). Анализ ключевых показателей развития регионов и внешней среды позволяет прогнозировать развитие социально-политической и экономической ситуации, корректировать направления социальной деятельности Компании в соответствии с актуальными проблемами территории. Для формирования комплексной картины «Газпром нефть» проводит и собственные исследования. В октябре – ноябре 2016 г. Компания провела социологическое исследование «Мнения и представления базовых целевых аудиторий в ключевых регионах деятельности ПАО «Газпром нефть». Опрос более чем 6 тыс. респондентов позволил измерить уровень оптимизма жителей в каждом из регионов, оценить их видение перспектив развития территории и мнение о роли Компании в этом процессе.

Грантовые конкурсы
В 2016 г. грантовые конкурсы социальных проектов прошли в шести регионах присутствия Компании. Впервые конкурс организован в Уватском районе Тюменской области. В рамках программы подано 460 заявок, что на 21 % больше, чем в 2015 г. Грантовый фонд конкурса составил 24,15 млн руб., в результате реализованы 84 проекта.

Самый высокий уровень социального оптимизма зафиксирован в ЯНАО – регионе с наибольшим удельным весом социальных инвестиций «Газпром нефти». Большинство жителей округа знают о программе социальных инвестиций «Родные города» и ассоциируют ее с Компанией. Еще один регион со значительной долей социальных инвестиций «Газпром нефти» – ХМАО-Югра – также продемонстрировал рост показателя социального оптимизма. В Омске, где в течение 2016 г. работала проектная лаборатория «Город своими руками», доля оптимистично настроенных жителей увеличилась на 10 %.

Компания регулярно исследует устойчивость проектов, победивших в грантовых конкурсах. В соответствии с организационными, финансовыми, коммуникационными критериями устойчивыми признаются проекты, реализация которых после окончания грантовой поддержки продолжается в полном объеме или расширяется. По итогам проведенного в 2016 г. исследования проектов – победителей конкурсов 2013–2015 гг. устойчивыми признаны 98 проектов (более 78 %).

Исследования целевых аудиторий
При масштабировании социальных программ в регионы присутствия «Газпром нефть» проводит собственные исследования (анализ открытых источников, глубинные интервью), позволяющие адаптировать программу в соответствии с запросами целевых аудиторий. Так, в 2016 г. выяснение актуальной для Ханты-Мансийска проблематики показало, что при запуске здесь проектной лаборатории «Город своими руками» следует ориентировать эту корпоративную инициативу на социокультурное проектирование. Акцент должен быть сделан на расширении взаимодействия городских активистов с традиционными культурными учреждениями. В Омске же, например, в соответствии с результатами исследования запросов местных жителей работа лаборатории была направлена прежде всего на решение проблемы состояния городской среды.

«Газпром нефть» непрерывно совершенствует систему социальных инвестиций. В 2016 г. в Компании разработан и утвержден нормативно-методический документ, определяющий подходы к формированию и утверждению региональных программ социальных инвестиций, – «Порядок подготовки, защиты, реализации и мониторинга программ социальных инвестиций дочерних обществ».

Важная часть этой работы – повышение квалификации специалистов в области управления социальными программами и проектами. В ряду обучающих инструментов особое место занимает Форум волонтеров, который Компания проводит с 2014 г. В 2016 г. форум расширил свои границы и прошел в новом формате в качестве Форума социальных инвестиций «Родные города». В Санкт-Петербурге собрались эксперты и партнеры Компании в сфере развития территорий, реализации социальных и благотворительных проектов, победители второго конкурса волонтерских проектов «Газпром нефти». 180 участников Форума социальных инвестиций «Родные города» обменялись опытом, обсудили актуальные проблемы, тенденции, оценили эффективность новых инструментов социальной деятельности.

Благодаря программе «Родные города» мы не только меняем к лучшему жизнь людей «здесь и сейчас», но и закладываем базу для устойчивого развития регионов на долгие годы вперед, запускаем в городах процесс непрерывных улучшений. Мы надеемся, что эти социальные инвестиции приведут к качественному преображению российских регионов.
Александр Дыбаль Заместитель Генерального директора по корпоративным коммуникациям «Газпром нефти»